Совет Федерации одобрил законопроект, направленный на регулирование платформенной экономики в России. Законопроект был внесен в парламент 3 июля и включает в себя пакет поправок в отраслевое законодательство.
Документ направлен на урегулирование отношений между операторами цифровых платформ, партнерами и пользователями в рамках цифровой экономики. Он охватывает продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг с использованием цифровых платформ.
Основные положения закона:
- Введены понятия «платформенная экономика» и «цифровая платформа». Платформенная экономика — это отношения, возникающие при взаимодействии неограниченного круга лиц через цифровые платформы для ведения предпринимательской деятельности или других целей. Цифровая платформа — это информационная система, интернет-сайт или программы для ЭВМ, обеспечивающие обмен информацией и продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг.
- Определено понятие «посредническая цифровая платформа» (ПЦП), которая обеспечивает взаимодействие оператора, партнеров и пользователей для заключения договоров и сделок, размещения карточек товаров и осуществления оплаты.
- Создан специальный реестр для ПЦП, что позволит систематизировать и контролировать их деятельность.
- Взаимодействие оператора и партнера, а также владельца пункта выдачи заказов будет осуществляться на основании договоров, при этом сведения о партнерах и владельцах ПВЗ будут проверяться через государственные реестры и Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА).
- Закон устанавливает требования к размещению карточек товаров, скидкам, процедурам изменения договоров, логистической инфраструктуре оператора и пунктам выдачи заказов.
Подготовка подзаконных актов
Правительство РФ намерено подготовить восемь подзаконных актов, необходимых для утверждения правил ведения и формирования реестра ПЦП, а также порядка проверки информации в карточках товаров.
История вопроса
Регулирование цифровых платформ и маркетплейсов в России обсуждается с 2024 года. В 2025 году на ПМЭФ президент Владимир Путин подчеркнул необходимость ускорения принятия законопроекта, который позволит эффективно регулировать деятельность цифровых платформ и маркетплейсов.