Вопросы бюджетной политики и уровня дефицита часто воспринимаются общественностью упрощенно: дескать, дефицит – это плохо, а профицит – хорошо. Однако реальная экономическая практика развитых стран показывает, что дело обстоит значительно сложнее. Официальные заявления российских властей, сделанные накануне формирования нового трехлетнего бюджетного плана, наглядно демонстрируют, что ключевое значение имеет не сам факт дефицита, а его структурный характер и управляемость.
Структурный дефицит как якорь для инфляции
Советник председателя Банка России Кирилл Тремасов четко обозначил приоритет денежно-кредитной политики (ДКП): возвращение к нулевому структурному дефициту бюджета в 2026 году станет мощным дезинфляционным фактором. Структурный дефицит – это дефицит, очищенный от влияния конъюнктурных цен на нефть и газ. Достижение его нулевого уровня означает, что бюджет живет по средствам, не создавая избыточного спроса в экономике за счет заимствований или траты накопленных резервов.
По словам Тремасова, именно это «расширит пространство для снижения ключевой ставки». Осторожность ЦБ, который на сентябрьском заседании снизил ставку лишь на 1% (до 17% годовых), а не на ожидаемые рынком 2%, была во многом обусловлена отсутствием ясности по бюджетным параметрам на 2026-2028 годы. Банк России опасается разогнать инфляцию, которая и так находится под давлением оживления кредитования и высоких инфляционных ожиданий населения.
Налоги вместо дефицита: выбор в пользу стабильности
Позицию правительства дополнил министр экономического развития Максим Решетников. Он прямо назвал альтернативу предложенным Минфином налоговым изменениям (таким как возможное повышение НДС) – наращивание бюджетного дефицита.
Однако этот путь, по словам Решетникова, привел бы к «более длительному сохранению жестких денежно-кредитных условий». Проще говоря, правительство осознанно выбирает непопулярные меры по увеличению доходов бюджета (налоги), чтобы не усугублять дефицит. Почему? Потому что увеличение дефицита потребовало бы усиленного заимствования на рынке, что создало бы конкуренцию для частного сектора и оказало бы повышательное давление на процентные ставки в экономике. ЦБ в такой ситуации был бы вынужден дольше сохранять высокую ключевую ставку для сдерживания инфляции, что затормозило бы экономический рост.
Дефицит бюджета – не приговор, а вопрос управления
Озвученная российскими властями стратегия красноречиво свидетельствует: сам по себе дефицит бюджета не является абсолютным злом для экономики.
Многие развитые страны десятилетиями успешно функционируют с устойчивым дефицитом, часто превышающим российские показатели.
Ключ к успеху – в управлении этим дефицитом и его финансировании без угрозы для макроэкономической стабильности.
Для России на текущем этапе нулевой структурный дефицит – это не догма, а осознанная необходимость. Это «золотой ключик», который позволяет Банку России смягчать денежно-кредитную политику, снижать ставки и тем самым стимулировать экономический рост без риска раскрутки инфляционной спирали. Таким образом, сбалансированный бюджет выступает не самоцелью, а важнейшим условием для создания предсказуемых и благоприятных условий для долгосрочного развития экономики.
Комментарии (1)